1 декабря учителя Хромова Г. А. и Метелица Т. Н. провели в 8 классе интегрированный урок «Химия в литературе».
Урок начался с чтения стихов учёных энциклопедистов М. В. Ломоносова «Ода на восшествие на престол императрицы Елизаветы Петровны» и стихотворения Д. И. Менделеева «Кузнечик». Стихи прочитали ученики 8 класса. Ребятам были предложено выполнить следующие задания:
- Составьте с данными прилагательными словосочетания, употребив их в переносных значениях: свинцовый, серебряный, золотой, железный, оловянный, медный. (каждый из учащихся получил карточку с заданием)
- Переведите пословицы, поговорки, образные выражения с химического языка на литературный (каждый из учащихся получает карточку с заданием). Например
1) Не все то аурум, что блестит
(не всё то золото, что блестит)
2) Свой глаз углерод, чужой стеклышко.
(Свой глаз алмаз, чужой стеклышко).
- Викторина. Химический вопрос – литературный ответ, литературный вопрос – химический ответ (кто быстрее даст правильный ответ)Например, Д.И. Менделеев был очень дружен с художником Куинджи. Вместе они работали над созданием… А что могли вместе создать художник и химик? (Долговечные краски) или Какому поэту принадлежат слова:.Поэзия – та же добыча радия – В грамм – в год труды.Изводишь единого слова ради Тысячи тонн словесной руды. В.В. Маяковский
конкурс. «Физическое или химическое явление заключено в стихах» (ребята читали стих и объясняли какое это явление.
Например,
«…Ржавеет золото и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти все готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней- царственное слово…»
Анна Ахматова
- 5 конкурс. Написать оду воде (1 ком.) и кислороду (2 ком.) (групповая работа).
В основном ребята справились с заданиями. Но некоторые вопросы викторины вызвали затруднение. Написанием оды далось тоже не легко. Но в итоге восьмиклассники согласились с тем, что всё в нашей жизни взаимосвязано, и знания нужны по всем предметам, а не по отдельно взятым.