Мы против фашизма

Мы против фашизма

Тематический урок.

Тема: «День памяти жертв фашизма»

Цель: духовно-нравственное воспитание учащихся.

Задачи:

дать преставление о поведении фашистов на оккупированных территориях; 

— формировать активную жизненную позицию;

— воспитывать непримиримое отношение к фашизму и неофашизму;

— способствовать формированию гордости за людей, которые сумели выстоять и победить в годы Великой Отечественной войны;

воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали;

— учить выявлять безнравственные проявления в стремлениях и деятельности людей;

— развивать творческие способности учащихся.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация «Мы против фашизма», цветные карандаши, альбомные листы для создания иллюстраций, рисунков.

Основные понятия: фашизм, концлагеря, узники, геноцид, холокост.

Ход урока.

  1. Организационный момент  (Великая Отечественная война 1941-1945гг.)
  2. Самоопределение к деятельности.
  3. Ребята, по слайду вы поняли, о чём пойдёт речь на нашем уроке (ответ: о войне)
  4. Ребята, сегодня День памяти жертв фашизма, этот день был определен именно в сентябре 1962 не случайно, так как на этот месяц приходятся две связанные со второй мировой войной даты — день её начала и её полного завершения.
  5. Послушайте отрывок из стихотворения.

СТИХОТВОРЕНИЕ.

Десятки миллионов жизней забрал с собой один режим;

Перемолола мясорубка все кости в невесомый дым.

Евреи, русские, татары, французы, немцы, англичане:

Смешалось всё. Для всех един был бич с названием «фашизм»

Пусть позади полсотни лет, пусть документов многих нет,

Но память вечная живет, и боль на сердце не дает

Забыть кровавый геноцид. И Холокост в висках шумит,

Моля живущих, чтобы вновь такой беды не допустить.

III Деятельность:

  1. Определение понятий: фашизм, жертвы.

Ребята, в стихотворении прозвучали слова: фашизм, геноцид, Холокост. Знаете ли вы, что обозначают эти слова?

(Высказывания учащихся).

  1. Слова учителя 1:

      Фашизм — это идеология, при помощи которой один человек хочет поставить ногу на шею другого человека и сделать этого другого человека рабом. Особенно фашисты стремятся уничтожать тех, кто не похож на других, например людей другой национальности.

     «У тебя нет сердца, нервов». На войне они не нужны. Уничтожай в себе жалость и сочувствие, убивая всякого русского, советского. Не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик! Убивай! Этим ты спасёшь себя от гибели, обеспечишь будущее своей семьи и каждого немецкого солдат

     От рук фашистов погибло свыше 62 миллионов человек. В руины были превращены тысячи городов и сёл. Вот несколько примеров того, как фашисты пытались превратить человечество в рабов.

Слова учителя 2:

      Хатынь — одна из белорусских деревень. Таких до войны было тысячи. Жители Хатыни были мирными, добрыми людьми. Они растили хлеб, воспитывали детей и никогда никому не желали зла. Но 22 марта 1943 года в деревню вошел 118-ый батальон охранной полиции и окружил её. Всё население Хатыни взрослые, старики, женщины, дети были согнаны карателями в колхозный сарай. Тех, кто пытался убежать, убивали на месте. Среди жителей деревни было много многодетных семей— так, например, в семье Иосифа и Анны Барановских было девять детей, в семье Александра и Александры Новицких — семеро.

       Когда всех людей собрали в сарае, каратели заперли двери, обложили сарай соломой, облили бензином и подожгли. Деревянный сарай быстро загорелся. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, задыхаясь, люди бросились бежать, но тех. кто вырывался из пламени, расстреливали из пулемётов. В огне сгорели 149 жителей деревни, из них 75 детей младше 16 лет. Сама деревня была уничтожена полностью. Из взрослых жителей деревни выжил лишь 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский.

       Обгоревший и раненый, он пришёл в сознание лишь поздно ночью, когда карательные отряды покинули деревню. Ему пришлось пережить ещё один тяжкий удар, среди трупов односельчан он нашёл своего сына. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца. Иосиф Каминский с сыном послужили прототипами знаменитого памятника в мемориальном комплексе.

      Хатынь не одна. На белорусской земле фашисты сожгли 186 деревень вместе с их жителями. Теперь на этом месте находится единственное в мире кладбище деревень.

Слова учителя 1:

       Но самое немыслимое и страшное из зверств фашизма — лагеря смерти. Всего через концентрационные лагеря прошло 18 млн. человек, из которых погибло около 12 мил. человек.

        В таких лагерях узников содержали в нечеловеческих условиях; заставляли работать по 18 часов в сутки, обессиленных и больных сжигали заживо в печах крематория, душили в газовых камерах, расстреливали. Не щадили даже детей. У них забирали кровь, чтобы лечить раненых в боях фашистов. Над людьми ставили опыты, после которых невозможно было выжить, Сотням заключённых делали прививки заразных болезней, другие служили для опытов, насколько человеческий организм может выдерживать холод.

           Самые известные лагеря смерти – это Бухенвальд, Дахау(Германия), Освенцим, Майданек, Треблинка (Польша)

ОСВЕНЦИМ, город на юге Польши. В Освенциме истреблено свыше 4миллионов человек. В Освенциме на 12 тыс. заключенных был всего один умывальник с водой, непригодной для питья. Когда шел снег, заключенные растапливали его для питья, умывались и пили из луж. За всю историю Освенцима было совершено около 700 попыток побега, 300 из которых увенчались успехом, однако если кто-то бежал, то всех его родственников арестовывали и отправляли в лагерь, а всех: заключенных из его блока убивали. 27.01.1945 освобожден Советской Армией. На территории сейчас создан музей.                                                                

БУХЕНВАЛЬД, немецко-фашистский концлагерь. В Бухенвальде было 56 тыс. заключенных. В 1958 в Бухенвальде открыт мемориальный комплекс

 ДАХАУ, 1-й концентрационный лагерь в фашистской Германии, создан в 1933на окраине г. Дахау (близ Мюнхена). Узниками были 250 тыс. человек замучены или убиты около 70 тыс. человек. В1960 в Дахау открыт памятник погибшим.

МАЙДАНЕК, немецко-фашистский концлагерь вблизи г. Люблин (Польша) в 1941. 1944   истреблено около 1,5 млн. человек.

Треблинка, немецко-фашистские концлагеря около станции Треблинка в Варшавском воеводстве Польши. В Треблинке погибло около .10 тыс. человек, в Треблинке II около 800 тыс. человек, (преимущественно евреи). В августе 1943 в Треблинке II фашистами подавлено восстание узников, после которого лагерь ликвидирован.  В Треблинке символическое кладбище в центре монумент. Януша Корчака — был прекрасным учителем, возглавлял «Дом сирот» в Варшаве. Дети: любили своего учителя не меньше, чем он любил их. Большинство сирот были евреи, нация, которую больше всего ненавидели фашисты. Когда, в августе 1942 пришёл приказ о ликвидации Дома сирот, Корчак пошёл вместе со своей помощницей и другом Стефанией Вильчинской и детьми на станцию, откуда их в товарных вагонах отправили в концлагерь Треблинку. Он отказался от предложенной в последнюю минуту свободы и предпочёл остаться с детьми, приняв с ними смерть в газовой камере.

  1. IV. Просмотр видеоролика «Колокол памяти» (с минутой молчания).

https://www.youtube.com/watch?v=ADf4aqbs26U&t=12s

Слова учителя 2:

       День памяти жертв фашизма — это День памяти десятков миллионов людей, сгинувших в результате гигантского, нечеловеческого эксперимента.

     Нет такой страны, которая бы выиграла от правления нацистов, нет такой нации, которая бы обогатилась материально или духовно в результате их властвования. После победы Советской армии в ВОв огромную нацистскую машину удалось остановить и разрушить.

Слова учителя 1:

      Но, к сожалению, в настоящее время фашизм поднимает голову. Многие западные страны, стараются переписать историю и оправдать фашизм.

— В каких странах в современном мире возрождается неофашизм?

— Что хотят неофашисты?

— Как настроены эти страны к России, к истории ВО войны.

  1. Знакомство с материалами информационных изданий (читают учащиеся).
  2. Рефлексия.

Слова учителя 2:

     Память… Из неё никогда не должно стереться то, что принес с собой кровавый фашизм. Никогда!

Мы расплатились с той войной огромной страшной ценой, прошли через кромешный ад.

Беседа с учащимися:

-Ребята, есть ли оправдание войне с точки зрения православной морали со стороны немецкой нации и советских людей?

— Какие чувства вы испытывали на протяжении всего урока?

— Какие даты навечно останутся в памяти миллионов людей, ныне живущих и тех, кто придёт после нас?

      Ребята, давайте же не будем забывать о тех горестных событиях, которые имели место быть в истории нашей страны. Будем же гордиться нашей родиной, могуществом и величием нашей страны — нашей России, а могущество и величие страны – это люди, это мы с вами. И мы с вами будем жить по заповедям Божьим.