Система воспитания доброжелательных отношений между детьми младшего школьного возраста.

Проблема формирования доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости личности в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость формирования  доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости личности и формирования культуры поведения. Дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого. Но не всегда они задумывались над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, главное, в другом — как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры — мимика, жесты, движения, осанка? Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т.к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения, поэтому вопросы формирования доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости личности детей младшего школьного возраста с наибольшей остротой встают именно в наши дни. Надо ли перечислять все те беды, которые рождает человеческое равнодушие, жестокость, опустошённость души, безразличие, глухота сердца и разума. От утраты морали, совести, от наглости и хамства общество уже достаточно настрадалось. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке — право и обязанность каждого человека.

С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания помощи, приветливых форм общения и т.п.), нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека, и в доступной форме раскрывать их. Это реализуется на занятиях в младшем школьном возрасте. Задача формирования доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости личности состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т.п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности младших школьников. Разработке проблемы, формирования доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости в процессе обучения и воспитания посвящено немало научных трудов, что дает возможности для современного исследователя.

Л.С. Выготский считал, что «эмоциональное развитие детей – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и, прежде всего ребёнка». Его последователи, основываясь на теоретических изысканиях, развивают идею о взаимосвязи всех компонентов человеческой психики, в частности эмоционального и интеллектуального. Этот факт является основополагающим в организации образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Среди современных исследований обращает на себя внимание система эмоционального развития детей, построенная на основе работ отечественных психологов и педагогов. Н. Ежова утверждает, что эффективность образования обусловлена степенью включенности в неё эмоциональных проявлений ребёнка как заданных природой естественных ценностных форм жизни. Способствовать этому может, с одной стороны, специально организованное эмоционально насыщенное общение взрослого с детьми, а с другой – акцентирование педагогического процесса на выделении эмоционального компонента на разных правах с познавательным и действенно-практическим.

В требованиях к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ставится задача развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей. Проблема развития доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости у младших школьников в современном мире стоит достаточно остро. Часто приходится наблюдать, как многие из нас не хотят видеть переживания и боль окружающих людей, не хотят проявить своё сочувствие и сострадание. Более того, регулярно сталкиваешься с ситуациями, когда дети испытывают радость от причиненной боли сверстникам, животным, при этом стремятся данное поведение снять на мобильные телефоны, показать свою значимость в глазах сверстников. Детская агрессивность последние десятилетия бьет все рекорды и вызывает значительную тревогу у нас взрослых, а способность к сопереживанию, сочувствию, умение радоваться за другого становятся дефицитными качествами личности. Из этого следует, что теряются нравственные ориентиры, что мы — взрослые не смогли вовремя развить эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.

Проблема доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости всегда волновала педаго­гов. В разные исторические периоды жизни общества выдвигалось на первый план свое содержание воспитания.

Для понимания психологической природы социализации ребенка очень важны попытки Л.С. Выготского найти тот «первокирпичик», ту единицу самой «духовно-нравственной ситуации развития», когда сталки­ваются, вступают во взаимодействие влияния среды и внутренние отношения ребенка. Такой «единицей» он считает «переживание». Именно переживание ребенка является «индикатором» его социа­лизации: в нем проявляется своеобразное соотношение внешней и внутренней сил духовно-нравственного развития, то, как он понимает проис­ходящие события, явления, поступки людей и как к ним относится, насколько принимает или отторгает их. Выготский Л.С. пишет: «…среда определяет развитие ребенка через переживание среды».
Проблему формирования детских взаимоотношений невозможно решить вне организации совместной детской деятельности и педагогического процесса в целом. Во взаимодействии со сверстниками дети учатся действовать совместно, произвольно управлять своим поведением. Важно познакомить детей с правилами поведения и научить использовать правила как ориентиры формирования мнения детей о поведении сверстников и самого себя, воспитания доброжелательных взаимоотношений и эмоционально-нравственной отзывчивости, например:

— хочешь играть, попроси разрешения;

— если начал игру с другом, не бросай ее без его согласия;

— играя, думай, чем помочь товарищам;

— если предложение товарища интереснее, поддержи его;

— будь доброжелателен при выборе партнера на роль, которая нравится тебе;

— относись к окружающим так, как хочется, чтобы относились к тебе;

— не ссорься, если приходится отстаивать свои права, свою позицию, то делай это вежливо;

— внимательно выслушивай всех участников;

— не требуй для себя все время главных ролей;

— будь справедливым в игре;

— если рядом кому-то грустно, поговори, поиграй с ним: в следующий раз помогут тебе.

Зная эти правила, дети сами научатся оценивать отрицательные поступки сверстников, а, впоследствии, и свои.
У детей необходимо сформировать внимательное, доброжелательное отношение к сверстникам, воспитать желание отзываться на их просьбы, уметь договариваться с ними. Необходимо создать благоприятные условия для формирования социально-коммуникативных умений и навыков, дружеских чувств, воспитания отзывчивости, заботы, доброты, справедливости, а также воспитания заботливого отношения к малышам, уважительного отношения к пожилым людям.
В детстве ребенок успевает освоить обе позиции и к 6 годам проходит первый «концентр» своего духовно-нравственного развития. Он уже достаточно понимает социальный смысл различных видов деятельности людей, осваивая в игре определенный набор социаль­ных ролей; способен понять ценность общего дела и встать на пози­цию другого человека.
Как считает Петровский А.В., установлению доброжелательных отношений способствует умение детей общаться, приветливо разговаривать друг с другом. Определяющее влияние на детей оказывает пример общения взрослых. Поэтому педагогами в первую очередь используются естественно возникающие ситуации. Обращают внимание детей на то, как приветливо, по-доброму разговаривают взрослые друг с другом, побуждают их так же общаться между собой. Необходимо систематически вести работу по формированию доброжелательных отношений в организованной образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности детей, при взаимодействии с семьями воспитанников.
По мнению А.А. Люблинской, для формирования у воспитанников доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, педагоги используют все доступные формы и методы работы:

  • дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные, проблемные и народные игры;
  • непосредственно образовательная деятельность;
  • моделирование и анализ заданных ситуаций;
  • сочинение историй, сказок, заучивание стихов, потешек, прибауток;
  • беседы, чтение художественной литературы, загадывание загадок;
  • рассматривание картин и иллюстраций;
  • решение кроссвордов, развлечения, просмотр видеофильмов;
  • организация выставок детского творчества;

Не нужно доказывать, что ребенок учится, играя, что игра является наилучшим средством воспитания детей. Именно в игре у детей лучше всего проявляются и закрепляются добрые чувства. 
С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, то есть делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, лично к себе.
Формирование доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости у младших школьников как педагогическое явление направлено на развитие и укрепление механизмов, организующих и регулирующих нравственную жизнь школьников, их жизнедеятельность.
Процесс воспитания доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости у учащихся в начальной школе предполагает овладение личностью необходимой суммой знаний, их осмысление через эмоционально-образное представление и практическое опробование норм морального поведения, что влияет на развитие культуры нравственно ориентированного мышления и поведения воспитанников.

Список литературы:
1. Амосова, Р.Г. Формирование нравственного опыта младших школьников / Р.Г. Амосова // Педагогика. – 2008. – № 8. – С. 50–58.
2. Белякова, Е. Г. Нравственное развитие ребенка: психологический аспект / Е. Г. Белякова. – Тюмень: 2009. – 358с.
3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И.Божович. – М.: Педагогика, 2008. – 269с.
4. Боришевский, М.И. Особенности отношения ребенка к правилам поведения в игровой ситуации / М.И. Боришевский // Вопросы психологии. – 2005. – № 4. – С. 41–48.
5. Буре, Р.С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в начальной школе/ Р.С.Буре. – М.: Просвещение, 2011. – 486с.
6. Виноградова, А.М. Воспитание нравственных чувств у младших школьников / А.М.Виноградова. – М.: Владос, 2009. – 443с.