
Интеллектуально-познавательная игра
«Знатоки географии».
Класс: 7
Цели игры:
1.Расширить кругозор и развить познавательные способности школьников;
2.Развивать критическое мышление, память, воображение, творческие способности.
3.Стимулировать формирование у обучающихся любовь к знаниям, развивать умение видеть в явлениях окружающей природы интересное и занимательное
- Оказать содействие повышению эмоционального уровня учеников и морально – психологического климата в коллективе
3.Воспитывать взаимовыручку, чувство товарищества, духовное здоровье, соперничество, смекалку.
Задачи игры:
1.Активизация познавательных интересов детей по отдельным темам и проблемам содержания предметов, изучаемых в курсе общеобразовательной средней школы, а также развитие научно-культурной осведомлённости.
2.Приобщение учащихся к углубленному изучению программных материалов, применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций, максимально использовать творческие способности учащихся, развивать географическое мышление школьников.
- Воспитывать в детях чувство товарищества, дружбы, умения работать в коллективе, взаимовыручку.
Оборудование: 2 игровых стола, конверты с заданиями «Какое понятие в цепочке лишнее?», задания для географических анаграмм, листы для выполнения заданий формата А 4, компьютер, интерактивная доска.
Предварительный этап: создание команд, подготовка каждой команды, выбрать и подготовить капитана.
Участники: В игре принимают участие 2 команды. Команды должны иметь своё название, девиз, эмблему.
Ход игры
Ведущий:
— Дорогие ребята! Сегодня мы с вами проведем игру, содержание которой полностью отражено в её названии. Сегодня задача игроков блеснуть своей эрудицией, интеллектом в области географии, а тем, кому это удастся лучше всего, будет присвоено звание «Знатоки географии». Итак, давайте представим команды.
— А теперь пришло время представить жюри (представление членов жюри)
— Игра состоит из 6 туров. До начала игры проводится жеребьёвка
Жеребьёвка. Представление команд (каждая команда должна себя представить, в представлении команды должны участвовать все игроки).
Ведущий:
— Итак, мы начинаем нашу географическую игру
1 тур. «Разминка». Слайд
Вопросы первой команде (за каждый правильный ответ — 1 балл)
1.Самый влажный материк? (Южная Америка)
2.Самые малорослые люди Земли? (Пигмеи)
3.Какое млекопитающее ближе всех подходит к человеку по умственному развитию? (Дельфин)
4.Океан, омывающий Антарктиду. (Южный)
5.Какое государство занимает целый материк? (Австралия)
6.На каком материке находятся самые высокие горы Гималаи? (Евразия)
7.Как называется воздушная оболочка Земли? (Атмосфера)
8.Столица Франции? (Париж)
Вопросы второй команде:
1.Какой континент не имеет рек? (Антарктида)
2.Самый сухой материк? (Австралия)
3.Какой южный континент был открыт позже других? (Антарктида)
4.Материк, в составе которого две части? (Евразия)
5.На каком материке водятся шиншиллы? (Южная Америка)
6.На каком материке протекает самая длинная река?(Африка)
7.На каком материке располагается знаменитый Ниагарский водопад? (Северная Америка)
8.Место, где река впадает в море или океан? (устье)
2 тур. «Лица». Слайд
Учащимся предлагается посмотреть лица путешественников, мореплавателей, маршруты их путешествий и ответить на вопрос или рассказать о них.(по 5 баллов за каждый правильный ответ)
Первой команде: Слайды
1.Христофор Колумб
— Кто этот человек? (итальянец, открыл Новый Свет)
2.Васко Да Гама
– Кто этот человек? (португальский путешественник, открыл морской путь в Индию).
- Александр Гумбольд
— Кто этот человек? (немец по происхождению, совершил второе открытие Америки)
Второй команде: Слайды
- Ф. Магеллан
-Кто этот человек? (португальский мореплаватель, совершил первое в истории кругосветное плавание, доказавшее, что Земля имеет форму шара).
- Давид Ливингстон
— Кто этот человек? (нашёл истоки реки Замбези и назвал водопад и озеро в честь своей английской королевы)
- Маккензи
-Кто этот человек? (исследовал Северную Америку в северной её части, одна из многочисленных рек на севере носит его имя)
3 тур. Реши логическую задачку.
Команды получают задания. «Какое понятие в цепочке лишнее и объясните почему?»
На столе в конвертах задания, капитаны команд выбирают и вся команда обсуждает. На обдумывание заданий отводится 1 минута (по 1 баллу за каждый правильный ответ)
Задания для первой команды
1.Уголь, бокситы, нефть, природный газ, бензин.
- Волга, Печора, Лена, Ангара, Дрейка.
3.Русская равнина, Западно – Сибирская равнина, Центральные равнины, Кавказ.
4.Алтай, Таймыр, Саяны, Кавказ, Памир.
Задания для второй команды
1.Кольский, Камчатка, Сахалин, Таймыр, Чукотский.
2.Ладожское, Каспийское, Онежское, Белое, Баскунчак.
- Гранит, пемза, мел, бурый железняк, базальт
- Анды, Гималаи, Кордильеры, Индо — Гангская низменность, Альпы
4 тур. «Географические анаграммы». Слайд
В каждом из пяти приведённых географических названий или слов переставьте буквы так, чтобы получились географические названия.
Задания:
БИЛИРАЗЯ, РИКАФА, ТАЙКИ, ЛОГАВ, ЛИВАЗ, АНЕКО, ЛОТОБА, САЛТА
Ответы: БРАЗИЛИЯ, АФРИКА, КИТАЙ, ВОЛГА, ЗАЛИВ, ОКЕАН, БОЛОТО, АТЛАС
5 Тур. «Географические ассоциации»
Каждая команда отгадывает слова, используя предложенный логический ряд и объясняет ход своих рассуждений:
1.Волна, землетрясение, скорость, опасность бедствия.(цунами)
2.Ветер, вода, бутылка, письмо, Гольфстрим.(течение)
3.Скалы, пороги, вода, зрелище, грохот. (водопад)
4.Океан, лёд, гора, Титаник, опасность. (айсберг).
За каждое правильное слово – 1 балл.
6 тур. «Потеряшки»
«Эй, товарищ, не ленись! Находить поторопись!»
Каждой команде задаётся по 6 географических объектов (каждый правильный ответ оценивается 2 баллами). Их нужно быстро найти и показать на карте.
Задания для первой команды:
Марианская впадина, Большие Антильские острова, горы Аппалачи, Апеннинский полуостров, Белое море, пустыня Намиб.
Задания для второй команды
Пустыня Атакама, гора Косцюшко, остров Новая Гвинея, Жёлтое море, полуостров Аляска, река Амур.
7 тур. «Загадки природы». Какая из команд быстрее ответит (за правильный ответ 5 баллов)
- Многолетнее травянистое растение семейства аралиевых высотой не более 50 см, названное «корнем жизни», уже долгие века даёт человеку богатырскую силу и здоровье. Много сказок и легенд на этот счёт сложено о «корне жизни» в Корее и Китае. С теплых доледниковых времён это растение в диком виде уцелело в Приморском и Хабаровском краях Дальнего Востока России. Чаще всего оно произрастает в лесах с кедром и широколиственными породами, а также в других муссонных смешанных лесах на рыхлых, влажных и богатых перегноем почвах. Причудливые корни, славящиеся тонизирующим действием и напоминающие фигурку живого существа, широко используется в современной медицине. (жень-шень)
- Название самого мощного тёплого течения на планете с английского переводится как «водный поток из залива». Его ширина достигает 70-90 км с максимальной скоростью до нескольких метров в секунду на поверхности океана. Расходы воды в этом течении в 20 раз превышает расход всех рек Земли. Благодаря его теплу страны Европы отличаются более мягким морским климатом, чем аналогичные районы в тех же широтах, расположенные вдали от самого мощного тёплого течения. Например, отклонения температуры воздуха от средних широтных величин в январе для порта Мурманск — около 11°С, а для норвежских портов — 15-17°С. (Гольфстрим)
- В произведении Петра Павловича Бажова «Каменный цветок» так описывается встреча рабочего рудника Степана и Хозяйки Медной горы: «…Глядит, а перед ним на грудке руды у большого камня женщина какая-то сидит. Спиной к парню, а по косе видать — девка. Коса ссиза-чёрная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зелёные. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь. О каком горном крае идёт речь? (Уральские горы)
- Все моря на планете Земля имеют берега. Море, о котором пойдёт речь, не имеет подобных берегов, его границами выступают течения Атлантического океана и сообщества водорослей (запасы фитомассы от 4 до 11 млн. тонн). На западе границей этого крупного моря является течение Гольфстрим, на востоке — Канарское, на севере — Северо-Атлантическое, а на юге — Северное Пассатное. Через это море проходят многочисленные миграции летучих рыб, морских черепах, морской иглы или крабов из Северной Америки к Евразии и обратно. Самой крупной островной дугой, расположенной в пределах этого моря, выступают Бермудские острова. Именно здесь расположен знаменитый «Бермудский треугольник». О каком море идёт речь в рассказе? (Саргассово море)
- Многим известно, что символами стран по тем или иным причинам выступают животные, широко распространённые в этой местности и наиболее полно характеризующие историю и особенности культуры жителей государства. Так символом России следует считать бурого медведя, а Австралии — большого рыжего кенгуру и страуса эму. Символом-животным этой страны выступает необычный гигант звериного царства, предпочитающий исключительно бамбук и внешне напоминающий медведя, хотя отношения к нему не имеющий. Какой страны этот символ? (Китай)
- Ты в тишине ведёшь богатству счёт,
Что притаилось в бездне твоих вод:
Шесть сотен видов флоры лишь одной,
Из фауны хорош осётр с икрой.
И ловят омуля, кому не лень.
Есть сиг, и голомянка, и тюлень.
Нажил богатства ты не без труда,
Но главное из них — твоя вода.
Целебных свойств её не перечесть,
И тайная в ней святость тоже есть.
Отведаешь водицы не спеша,
И чище станет у тебя душа.
(Автор: Дробот Н.)
О каком озере идёт речь в стихотворении (оз. Байкал)
?Ведущий:
И в заключении хочу сказать,
Что лучше и интересней, как география предмета не сыскать.
Мир географии огромен,
Стремитесь вы его познать!
Ведущий: Спасибо игрокам! А теперь слово предоставляется жюри.
Подведение итога занятия. Награждение участников игры.
Задания для первой команды
1.Уголь, бокситы, нефть, природный газ, бензин.
- Волга, Печора, Лена, Ангара, Дрейка.
- Русская равнина, Западно – Сибирская равнина, Центральные равнины, Кавказ.
- Алтай, Таймыр, Саяны, Кавказ, Памир.
Задания для второй команды
1.Кольский, Камчатка, Сахалин, Таймыр, Чукотский.
2.Ладожское, Каспийское, Онежское, Белое, Баскунчак.
- Гранит, пемза, мел, бурый железняк, базальт
- Анды, Гималаи, Кордильеры, Индо — Гангская низменность, Альпы
1.Волна, землетрясение, скорость, опасность бедствия.
2.Ветер, вода, бутылка, письмо, Гольфстрим.
3.Скалы, пороги, вода, зрелище, грохот.
4.Океан, лёд, гора, Титаник, опасность.
1.Волна, землетрясение, скорость, опасность бедствия.
2.Ветер, вода, бутылка, письмо, Гольфстрим.
3.Скалы, пороги, вода, зрелище, грохот.
4.Океан, лёд, гора, Титаник, опасность.
БИЛИРАЗЯ, РИКАФА, ТАЙКИ, ЛОГАВ, ЛИВАЗ, АНЕКО, ЛОТОБ0, САЛТА
БИЛИРАЗЯ, РИКАФА, ТАЙКИ, ЛОГАВ, ЛИВАЗ, АНЕКО, ЛОТОБ0, САЛТА
Задания для первой команды:
Марианская впадина, Большие Антильские острова, горы Аппалачи, Апеннинский полуостров, Белое море, пустыня Намиб.
Задания для второй команды
Пустыня Атакама, гора Косцюшко, остров Новая Гвинея, Жёлтое море, полуостров Аляска, река Амур.