Краткая справка о школе
Частное общеобразовательное учреждение школа-интернат при Николо-Шартомском мужском монастыре
Клещевка, 2024 г.
Содержание.
1 Информационная справка о школе
3 Основные направления деятельности школы в соответствии с запросами общества.
3.1 Обучение и воспитание детей на основе православной веры
3.2 Преодоление трудностей религиозного воспитания
3.3 Организация учебного процесса.
3.4 Обучение в начальной школе.
3.7 Учебный план духовных дисциплин (сетка часов).
3.9 Дополнительное образование
4 Результаты воспитательной работы
1 Информационная справка о школе
По решению Духовного Собора Религиозной организации – Николо-Шартомского монастыря Шуйской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) в 2000 году было создано образовательное учреждение Школа-интернат при Свято-Николо-Шартомском монастыре (г. Иваново).
В 2008 г. по договору безвозмездного пользования имуществом Департамент управления имуществом Ивановской области передал имущество в д. Клещевка Шуйского района для организации школы-интерната.
С 2013 наименование организации сменилось на «ЧОУ школа-интернат при Николо-Шартомском мужском монастыре».
Школа имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности (№1172 от 14.04.2014г.) и свидетельство государственной аккредитации (№432 от 11.06.2014г.).
В декабре 2019 года школа прошла конфессиональную аттестацию по осуществлению образовательной деятельности по программам религиозного (православного) компонента.
Директором школы является Мальцева Лариса Дмитриевна, — кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии Шуйского филиала ИвГУ, преподаватель высшей квалификационной категории.
Духовным попечителем школы назначен иеромонах Тихон (Захаров).
В школе трудятся 35 педагогов и воспитателей, имеющих высшее и неполное высшее педагогическое образование, стаж работы составляет от 2 до 40 лет.
2 Цели и задачи школы.
Цель школы — воспитать цельную личность человека с православным мировоззрением, любящего ближних и свое Отечество, готового жертвенно служить им.
Для достижения этой цели дети с самого раннего возраста приучаются к дисциплине, труду, послушанию и Богообщению. Воспитанники регулярно принимают участие в церковных таинствах и Богослужениях. Несут послушание пономарей в домовой церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы и иподьяконов на архиерейских службах Шуйской епархии.
Школа сотрудничает с вузами Ивановской области: Ивановским государственным медицинским университетом, Ивановским государственным университетом, Ивановским государственным политехническим университетом.
Перспективы развития
- Развитие предпрофильной подготовки по военно-медицинскому направлению, в том числе в области тактической медицины;
- Достижение высокого уровня образования, объединяющего светское и духовное воспитание и образование.
3 Основные направления деятельности школы в соответствии с запросами общества.
Приоритетным направлением инновационной деятельности школы является предпрофильная подготовка по военно-медицинскому направлению, сопряженная с духовно-нравственным воспитанием учащихся.
3.1 Обучение и воспитание детей на основе православной веры
Отличительной особенностью школы является обучение и воспитание детей на основах православной веры и соответствующей ей жизни в Церкви.
Основное усилие православного воспитания направлено на развитие духовной жизни ребенка. Главная задача — воспитание личности, способной осуществить осмысленный выбор добра, личности, достойной великого дара свободы. По мысли проф. прот. В. Зеньковского, путь к добру не ограничен законами материальной жизни. Мы должны готовить к жизни земной и жизни вечной. Воспитание в своем конечном смысле должно ставить проблему спасения.
Высшая цель — научить жить в Боге, и только в этом случае мы можем надеяться на благополучие духовного пути, полноценность духовной жизни ребенка. Одна из основ духовного роста личности связана с приобщением к соборности — литургическому опыту Церкви. Духовная жизнь обретает истинную полноту в Церкви. В ней мы становимся причастниками вечной жизни, находим полноту истины, недоступную отдельному человеку. Соборный опыт объединения и согласия людей в Боге закладывает фундамент понимания того, что жизнь и спасение невозможны вне связи с другими людьми. Кто хочет душу спасти для себя, тот, по слову Спасителя, губит себя.
Православное воспитание не отделяет воспитания церковного от воспитания ребенка в «малой Церкви» — семье. С семейным воспитанием столь же тесно связано и воспитание в школе. Школа, оказываясь между двумя важнейшими центрами детской жизни — храмом и семьей, должна помогать и монастырю, и родителям в воспитании ребенка, гармонизировать церковную и мирскую жизнь. Педагогам и родителям очень важно добиваться единомыслия в вопросах воспитания, стремиться к тому, чтобы в семье, где закладываются «основы основ», ребенок встречал поддержку и понимание. Только общие слаженные усилия монастыря, семьи, школы могут увенчаться успехом в деле православного воспитания.
3.2 Преодоление трудностей религиозного воспитания
«Общеобразовательная православная школа» представляет собой новый тип учебного учреждения для нашего государства, в котором сочетается современное естественнонаучное и гуманитарное образование детей с их религиозно-нравственным воспитанием.
Наши воспитанники ориентированы на единство внутреннего и внешнего, на целостность духа, души и тела, на жизнь по законам истины, свободы, красоты, любви и здоровья.
Важное место в осуществлении педагогического процесса мы отводим родителям. Только совместная деятельность педагогов и родителей может содействовать воспитанию личности, которую отличает духовное и физическое здоровье.
3.3 Организация учебного процесса.
Учебный процесс в школе осуществляется по федеральным государственным образовательным стандартам начального, основного и среднего образования.
3.4 Обучение в начальной школе.
Работа учителей начальной школы направлена на формирование основных учебных навыков и умений школьников, выявление их увлечений и интересов. В настоящее время учителя начальных классов работают по традиционной программе «Школа России».
В рамках изучения духовных дисциплин в начальной школе преподается предмет «Основы православной культуры» с интегрированием курса «Закон Божий». Учащиеся начальной школы получают более углубленные знания в области духовной культуры человека в связи с интегрированием этих двух дисциплин.
3.5 Обучение в основной школе. Организация предпрофильной подготовки в основной школе и создание профильной старшей школы.
В настоящее время образовательный процесс осуществляется в рамках реализации государственной программы модернизации образования и решения проблемы самореализации на уроках учителя и ученика.
Обучение в 5-9 классах осуществляется по общеобразовательным программам. Дополнительно учащимся предлагаются различные факультативные курсы в целях определения и развития интересов школьников, в том числе связанные с будущим.
Для предпрофильной и профильной подготовки сильным подспорьем является сотрудничество с Николо-Шартомском мужским монастырем, где учащиеся знакомятся с основами православного Богослужения, святынями, культурным наследием РПЦ. На подворьях монастыря (в г. Шуя, п. Палех, г. Юрьевец) проходят встречи с интересными людьми, расширяющими эрудицию и кругозор учащихся.
Задача учителей, преподающих профильный предмет Основы православной культуры (ОПК) и профильные предметы духовного цикла – сформировать фундаментальные знания выпускников школы, позволяющие им ориентироваться в духовно-нравственных вопросах, а также владеть знаниями о главнейших понятиях, закономерностях, касающихся религиозной культуры и философии. Предполагается расширение использования современных средств информатизации и коммуникации при изучении духовной литературы.
С 2007 г. учащиеся вместе с взрослыми участвуют в подготовке и проведении сценических поздравительных программ и православных праздников.
Организация профильной школы предусматривает также профориентационную работу в системе классных часов, профдиагностик. Формирование всех профильных классов, групп изучения элективных курсов осуществляется, прежде всего, на основе желаний учащихся и их родителей.
Вводимые элективные курсы предполагают предпрофильную и профильную подготовку по гуманитарному направлению (цикл дисциплин ОПК).
3.6 Воспитательная работа.
Развитие системы воспитательной работы.
Сложившиеся в школе опыт и традиции позволяют работать над развитием в следующих основных направлениях воспитания школьников:
— создание гибкой системы ученического самоуправления, организация работы по привлечению школьного совета к решению наиболее актуальных проблем в школе в пределах его компетенции;
— развитие системы дополнительного образования: работа хоровой студии, туристического клуба, спортивных секций, ремесленных кружков;
— участие в городских и областных мероприятиях;
— работа классных руководителей, воспитание культуры общения, совместная работа с родителями и духовником по профильной ориентации учащихся;
— работа по развитию у школьников способностей к самопознанию, самоанализу, самоконтролю.
3.7 Учебный план духовных дисциплин (сетка часов).
предмет |
Класс/Кол-во часов |
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
Основы православной веры |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
|
|
1 |
1 |
1 |
ОПВ. Библейская история |
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
1 |
|
ОПВ. Литургика |
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
ОПВ. Катехизис |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
ОПВ. Нравственное богословие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Церковнославянский язык |
|
|
|
|
1 |
1 |
1 |
|
|
|
|
Церковное пение |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
3.8 Связь знаний с жизнью
Если сопоставить учебный план духовных дисциплин и план учебно-воспитательной работы, то можно увидеть, что теоретические сведения, полученные на уроках, закрепляются на внеклассных и общешкольных мероприятиях. Например, первенство школы в формате интеллектуальной игры брейн-ринг по теме «Закон Божий в нашей жизни». Или подготовка к праздникам Рождества Христова и Пасхи, где дети участвуют в областных фестивалях и школьных мероприятиях.
3.9 Дополнительное образование
В школе также работают многочисленные кружки.
У каждого воспитанника есть возможность выбрать кружок по своему желанию. Администрация школы ставит своей задачей, чтобы каждый воспитанник занимался хотя бы в одном кружке.
№ п/п |
Название кружка, руководитель |
Понедельник |
Вторник |
Среда |
Четверг |
Пятница |
Суббота |
Воскресенье |
1. |
Школьный хор |
|
|
15.00 — 18.00 |
|
15.00 — 18.00 |
|
|
2. |
Кружки с духовником |
15.00 -16.15 кинокружок |
|
|
15.00 -16.15 радиокружок |
|
|
15.00 -16.15 радиокружок |
3. |
Литературный кружок |
|
14.45 – 15.30 |
|
14.45 – 15.30 |
|
|
|
4. |
Шахматы |
15.00 – 16.15 |
|
|
|
|
|
14.00– 16.00 |
5. |
Основы туризма |
|
15.00 – 16.30 |
|
15.00 – 16.30 |
|
|
|
6. |
Бокс |
|
18.00 – 19.15 |
|
|
18.00 – 19.15 |
|
15.00 — 16.15 |
4 Результаты воспитательной работы
В этом 2023-2024 учебном году школе исполнилось 23 года. За это время прошел 21 выпуск ребят, окончивших школу.
Среди выпускников — студенты духовных учебных заведений и государственных вузов.
Воспитанники школы побеждают в муниципальных и областных конкурсах и олимпиадах. В этом году учащиеся нашей школы заняли 1 и 2 место в региональном туре олимпиады по Основам православной культуры. Ежегодно работы наших учащихся удостаиваются грамот и дипломов за участие в рождественском и пасхальном фестивале «Свет Рождественской звезды» и «Светлый праздник».
Ждём вас в гости!
Добро пожаловать!
Директор ЧОУ школы-интерната при Николо-Шартомском мужском монастыре
|
Мальцева Лариса Дмитриевна |