Разработала и провела учитель истории Метелица Т. Н.
Принимали участие учителя русского языка и литературы: Трусова О. Б. и Хромова Г. А., учитель информатики: Короткова Э. П., зам. директора по учебной части: Аксёнова Е. Ю. Цели: формирование у учащихся осознания исторического прошлого,воспитание гражданской ответственности, чувства достоинства, уважения к истории и культуре своей страны Задачи: Развивать кругозор обучающихся, стремление к изучению истории нашей родины, сформировать представление о роли Ленинграда в Великой Отечественной войне; Способствовать формированию патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной, идентификации себя в качестве гражданина России; Формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории России; Формировать навыки нравственного поведения, умение работать в группе; Формировать навыки индивидуально-ответственного поведения у обучающихся; Воспитывать чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы. Оформление: Стенд «Непокорённый Ленинград». Оборудование: Маршрутные листы, музыкальные ролики, листы с заданиями, весы с разновесами, хлеб, ноутбук, компьютерная доска, проектор, карточки с названиями классов.
Место проведения: учебные кабинеты №107, 205,206,207, 208.
Время проведения: 26 января 7- ой урок.
Ход проведения:
- Линейка в рекреации для учеников 5 – 7 классов.
Слова ведущего:
Опять война
Опять блокада?
А может нам о них забыть?
Я слышу иногда: «Не надо,
Не надо раны бередить…»
И может показаться: правы
И убедительны слова
Но даже если это правда
Такая правда – не права!
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!
27 января 2021 года – 77-летие освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
Этой знаменательной дате и будет посвящена наша квест-игра «Непокорённый Ленинград». Сейчас мы разделимся на 5 групп и каждая из групп получит маршрутный лист, по которому вы пойдёте по классам, выполняя задания. Выполняя задания, вы будете зарабатывать баллы. По завершении игры снова собираемся здесь же для подведения итогов и награждения. В каждой группе нужно выбрать капитана. Ребята, все из вас познакомились с материалами стенда о блокаде Ленинграда, эти знания вам и нужно будет применить.
По окончании игры собираемся здесь же для подведения итогов. В добрый путь!
- Следование по станциям, согласно маршрутному листу.
Станции:
- Блокадный хлеб. Взвесить кусочек блокадного хлеба для рабочего или иждивенца.
- Блокадная симфония. Узнать симфонию № 7 Шостаковича (Ленинградская) среди трёх симфоний.
- Памятники блокадному Ленинграду. Среди 12 памятников найти памятники, посвящённые блокадному Ленинграду.
- Карта блокадного Ленинграда. Сделать (возобновить) надписи на контурной карте.
- Факты блокадного Ленинграда. Верный или не верный факт о блокаде. Если неверный, то нужно исправить.
- Сбор команд в рекреации для подведения итогов и награждении. Слово предоставляется зам. директора по учебной части Аксёновой Е. Ю.
- Рефлексия. Ребята, понравилась ли вам игра? Трудные ли задания вам пришлось выполнять? Нужно ли проводить такие мероприятия?
Анализ мероприятия: только одна команда справилась со всеми заданиями из 31 балла набрала 29, другие набрали меньше – 27, 26,24 и 23. Почти все команды за исключением одной на станции «Памятники блокадному Ленинграду» не выбрали памятник футболистам. На станции «Музыкальная» все правильно нашли Симфонию №7 Шостаковича. Все команды справились с заданием блокадный хлеб. Трудности были при работе с контурной картой, а именно не знают Финский залив. Некоторые команды затруднялись в ответах на вопросы об исторических фактах блокады. Есть над чем работать. Видимо не все ученики внимательно читают материалы стенда или не запоминают. Но всё равно ребятам было интересно работать в группе, передвигаться по станциям и выполнять разнообразные задания.
Приложения.
Станция «Факты блокадного Ленинграда»
Знаете ли вы? Весной 1942 года праздновали Пасху в 10 храмах, а фашисты решили проверить нервы советских людей жестокой бомбардировкой. Но службы в храмах шли, как положено, люди не паниковали и ни один храм не пострадал. Митрополит Алексий напомнил прихожанам, что 5 апреля 1942 г. исполнялось 700 лет со дня Ледового побоища. Однажды уже бил Александр Невский немцев, победим и в этот раз!
Задание: Верный или не верный факт о блокаде я сейчас вам скажу. Если неверный, то нужно исправить на правильный.
- Это было самое безопасное место в Ленинграде. Туда не долетали снаряды, и в этом районе не было заводов, которые могли быть подвергнуты бомбардировке. Для чего было выбрано это место в декабре 1941 года. Это Пискарёвском кладбище, там были захоронены воины, защищавшие город и жители, погибшие в блокаду (да)
- Блокада Ленинграда длилась 600 дней. (нет, 872 дня)
- Эта ленинградская поэтесса, оставаясь в осажденном городе во время блокады, работала на радио, почти ежедневно обращаясь к мужеству жителей города. В это время она создала свои лучшие поэмы, посвящённые защитникам Ленинграда: «Февральский дневник» (1942), «Ленинградскую поэму». Это Ольга Берггольц. (да)
- Операция по прорыву блокады Ленинграда называлась «Искра»? (да)
- Как только в апреле 1943 года частично прорвали блокаду и проложили от Шлиссельбурга до Морозовки железную дорогу, одним из первых стратегически важных грузов, находившийся в четырех вагонах, были собаки. называлась операция по прорыву блокады Ленинграда? (нет, кошки)
- Противотанковое заграждение из сваренных рельс в виде шестиконечной звезды называлось противотанковый кот. (нет, ёж)
- Название знаменитой дороги, связывавшей во время блокады Ленинград и Большую землю, известно всем – “Дорога Жизни”. Но немногие знают, что это название появилось позднее, в начале, когда он только начал действовать этот путь называли «дорога смерти». (да)
- Матч по баскетболупрошел в 1942 году на стадионе Динамо. (нет, футбол)
- Прибор подававший сигнал в годы блокады считавшийся «Сердцем Ленинграда» — громкоговоритель. (нет, метроном)
- Памятник блокадному трамваю был установлен в 2007 году. На всех оконных проемах вагона щиты с фотографиями Ленинграда военных лет. По углам от мемориалазакреплены гранитные стелы с надписями. На одной из них дата установки памятника, другая повествует о том, что в месте его сооружения в 1941 году Петергофское шоссе было перекрыто трамвайными вагонами для защиты города от наступления фашистских танков. (да)
И когда в знак начала
Дирижерская палочка поднялась,
Над краем передним, как гром, величаво
Другая симфония началась, —
Симфония наших гвардейских пушек,
Чтоб враг по городу бить не стал,
Чтоб город Седьмую симфонию слушал.
И в зале – шквал,
И по фронту – шквал…
А когда разошлись по квартирам люди,
Полны высоких и гордых чувств,
Бойцы опустили стволы орудий
Защитив от обстрела площадь Искусств
Своеобразным вступлением к симфонии, создававшейся в осаждённом Ленинграде и проникнутой верой в победу над фашизмом, явились раскаты батарей нашей дальнобойной артиллерии. Это не было случайным совпадением. Командующий Ленинградским фронтом генерал армии Л. А. Говоров приказал огнём батарей 42-й армии предупредить вражеский обстрел, который мог прервать исполнение. Операция называлась «Шквал».
Станция «Блокадный хлеб»
Не шумите вокруг — он дышит,
Он живой еще, он все слышит…
Как из недр его вопли: «Хлеба!»
— До седьмого доходят неба…
Но безжалостна эта твердь.
И глядит из всех окон — смерть –
Анна Ахматова.
Задание 1: Взвесить кусочек хлеба, который получал рабочий завода в блокадном Ленинграде в сутки.
Задание 2: Взвесить кусочек хлеба, который получал иждивенец (неработающий), служащий, дети в блокадном Ленинграде в сутки.
Задание: Возобновите надписи на карте. Чем для ленинградцев было значимо ____________ озеро
Задание: выберите из множества картинок памятников, памятники, посвящённые блокадному Ленинграду. Чему они посвящены?
Образец маршрутного листа
Остановки
|
Отметка |
Подпись |
Хлебная |
|
|
Музыкальная |
|
|
Память |
|
|
Картографическая
|
|
|
Верно — неверно
|
|
|