Квест для учащихся 5 – 7 классов «Непокорённый Ленинград»

Разработала и провела учитель истории Метелица Т. Н.

Принимали участие учителя русского языка и литературы: Трусова О. Б. и Хромова Г. А., учитель информатики: Короткова Э. П., зам. директора по учебной части: Аксёнова Е. Ю.                                           Цели: формирование у учащихся осознания исторического прошлого,воспитание гражданской ответственности, чувства достоинства, уважения к истории и культуре своей страны      Задачи:  Развивать кругозор обучающихся, стремление к изучению истории нашей родины, сформировать представление о роли Ленинграда в Великой Отечественной войне;                          Способствовать формированию патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной, идентификации себя в качестве гражданина России;                                                            Формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории России;                                                                   Формировать навыки нравственного поведения, умение работать в группе;                                                                                                          Формировать навыки индивидуально-ответственного поведения у обучающихся;                                                                                                     Воспитывать чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.                                      Оформление:                                                                                                       Стенд «Непокорённый Ленинград».                                                  Оборудование: Маршрутные листы, музыкальные ролики, листы с заданиями, весы с разновесами, хлеб, ноутбук, компьютерная доска, проектор, карточки с названиями классов.

Место проведения: учебные кабинеты №107, 205,206,207, 208.

Время проведения: 26 января 7- ой урок.

Ход проведения:

  1. Линейка в рекреации для учеников 5 – 7 классов.

Слова ведущего:

Опять война

Опять блокада?

А может нам о них забыть?

Я слышу иногда: «Не надо,

Не надо раны бередить…»

И может показаться: правы

И убедительны слова

Но даже если это правда

Такая правда – не права!

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той зимы

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы!

    27 января 2021 года – 77-летие освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

Этой знаменательной дате и будет посвящена наша квест-игра «Непокорённый Ленинград». Сейчас мы разделимся на 5 групп и каждая из групп получит маршрутный лист, по которому вы пойдёте по классам, выполняя задания. Выполняя задания, вы будете зарабатывать баллы. По завершении игры снова собираемся здесь же для подведения итогов и награждения.  В каждой группе нужно выбрать капитана. Ребята, все из вас познакомились с материалами стенда о блокаде Ленинграда, эти знания вам и нужно будет применить.

По окончании игры собираемся здесь же для подведения итогов. В добрый путь!

  1. Следование по станциям, согласно маршрутному листу.

Станции:

  1. Блокадный хлеб. Взвесить кусочек блокадного хлеба для рабочего или иждивенца.
  2. Блокадная симфония. Узнать симфонию № 7 Шостаковича (Ленинградская) среди трёх симфоний.
  3. Памятники блокадному Ленинграду. Среди 12 памятников найти памятники, посвящённые блокадному Ленинграду.
  4. Карта блокадного Ленинграда. Сделать (возобновить) надписи на контурной карте.
  5. Факты блокадного Ленинграда. Верный или не верный факт о блокаде. Если неверный, то нужно исправить.
  6. Сбор команд в рекреации для подведения итогов и награждении. Слово предоставляется зам. директора по учебной части Аксёновой Е. Ю.
  7. Рефлексия. Ребята, понравилась ли вам игра? Трудные ли задания вам пришлось выполнять? Нужно ли проводить такие мероприятия?

Анализ мероприятия: только одна команда справилась со всеми заданиями из 31 балла набрала 29, другие набрали меньше – 27, 26,24 и 23. Почти все команды за исключением одной на станции «Памятники блокадному Ленинграду» не выбрали памятник футболистам. На станции «Музыкальная» все правильно нашли Симфонию №7 Шостаковича. Все команды справились с заданием блокадный хлеб. Трудности были при работе с контурной картой, а именно не знают Финский залив. Некоторые команды затруднялись в ответах на вопросы об исторических фактах блокады. Есть над чем работать. Видимо не все ученики внимательно читают материалы стенда или не запоминают. Но всё равно ребятам было интересно работать в группе, передвигаться по станциям и выполнять разнообразные задания.

Приложения.

 Станция «Факты блокадного Ленинграда»

  Знаете ли вы? Весной 1942 года праздновали Пасху в 10 храмах, а фашисты решили проверить нервы советских людей жестокой бомбардировкой. Но службы в храмах шли, как положено, люди не паниковали и ни один храм не пострадал.                                 Митрополит Алексий напомнил прихожанам, что 5 апреля 1942 г. исполнялось 700 лет со дня Ледового побоища. Однажды уже бил Александр Невский немцев, победим и в этот раз!     

Задание: Верный или не верный факт о блокаде я сейчас вам скажу. Если неверный, то нужно исправить на правильный.

  1. Это было самое безопасное место в Ленинграде. Туда не долетали снаряды, и в этом районе не было заводов, которые могли быть подвергнуты бомбардировке. Для чего было выбрано это место в декабре 1941 года. Это Пискарёвском кладбище, там были захоронены воины, защищавшие город и жители, погибшие в блокаду (да)
  2. Блокада Ленинграда длилась 600 дней. (нет, 872 дня)
  3. Эта ленинградская поэтесса, оставаясь в осажденном городе во время блокады, работала на радио, почти ежедневно обращаясь к мужеству жителей города. В это время она создала свои лучшие поэмы, посвящённые защитникам Ленинграда: «Февральский дневник» (1942), «Ленинградскую поэму». Это Ольга Берггольц. (да)
  4. Операция по прорыву блокады Ленинграда называлась «Искра»? (да)
  5. Как только в апреле 1943 года частично прорвали блокаду и проложили от Шлиссельбурга до Морозовки железную дорогу, одним из первых стратегически важных грузов, находившийся в четырех вагонах, были собаки. называлась операция по прорыву блокады Ленинграда? (нет, кошки)
  6. Противотанковое заграждение из сваренных рельс в виде шестиконечной звезды называлось противотанковый кот. (нет, ёж)
  7. Название знаменитой дороги, связывавшей во время блокады Ленинград и Большую землю, известно всем – “Дорога Жизни”. Но немногие знают, что это название появилось позднее, в начале, когда он только начал действовать этот путь называли «дорога смерти». (да)
  8. Матч по баскетболупрошел в 1942 году на стадионе Динамо. (нет, футбол)
  9. Прибор подававший сигнал в годы блокады считавшийся «Сердцем Ленинграда» — громкоговоритель. (нет, метроном)
  10. Памятник блокадному трамваю был установлен в 2007 году. На всех оконных проемах вагона щиты с фотографиями Ленинграда военных лет. По углам от мемориалазакреплены гранитные стелы с надписями. На одной из них дата установки памятника, другая повествует о том, что в месте его сооружения в 1941 году Петергофское шоссе было перекрыто трамвайными вагонами для защиты города от наступления фашистских танков. (да)
Квест для учащихся 5 – 7 классов «Непокорённый Ленинград»
Станция «Музыкальная»

 

И когда в знак начала
Дирижерская палочка поднялась,
Над краем передним, как гром, величаво
Другая симфония началась, —
Симфония наших гвардейских пушек,
Чтоб враг по городу бить не стал,
Чтоб город Седьмую симфонию слушал.
И в зале – шквал,
И по фронту – шквал…
А когда разошлись по квартирам люди,
Полны высоких и гордых чувств,
Бойцы опустили стволы орудий       
Защитив от обстрела площадь Искусств

     Своеобразным вступлением к симфонии, создававшейся в осаждённом Ленинграде и проникнутой верой в победу над фашизмом, явились раскаты батарей нашей дальнобойной артиллерии. Это не было случайным совпадением. Командующий Ленинградским фронтом генерал армии Л. А. Говоров приказал огнём батарей 42-й армии предупредить вражеский обстрел, который мог прервать исполнение. Операция называлась «Шквал».

Станция «Блокадный хлеб»

Не шумите вокруг — он дышит,

Он живой еще, он все слышит…

Как из недр его вопли: «Хлеба!»

— До седьмого доходят неба…

Но безжалостна эта твердь.

И глядит из всех окон — смерть –

                                                                         Анна Ахматова.

Задание 1: Взвесить кусочек хлеба, который получал рабочий завода в блокадном Ленинграде в сутки.

Задание 2: Взвесить кусочек хлеба, который получал иждивенец (неработающий), служащий, дети в блокадном Ленинграде в сутки.

Квест для учащихся 5 – 7 классов «Непокорённый Ленинград»
Квест для учащихся 5 – 7 классов «Непокорённый Ленинград»
Станция Картографическая

Задание: Возобновите надписи на карте. Чем для ленинградцев было значимо ____________ озеро

 

 

Квест для учащихся 5 – 7 классов «Непокорённый Ленинград»
Станция «Памятники блокадному Ленинграду»

Задание: выберите из множества картинок памятников, памятники, посвящённые блокадному Ленинграду. Чему они посвящены?

Образец маршрутного листа

 

Остановки

 

Отметка

Подпись

            Хлебная

 

 

        Музыкальная

 

 

            Память

 

 

    Картографическая

 

 

 

    Верно — неверно

 

 

 

Квест для учащихся 5 – 7 классов «Непокорённый Ленинград»